Аксиологический подход к изучению педагогической культуры заключается в рассмотрении явлений с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей. 13
В основе такого подхода лежит аксиология (учение о ценностях). 1 Он позволяет изучать явления и решать задачи гуманизации общества. 4
Некоторые функции аксиологического подхода при изучении педагогических явлений:
- Гностическая — выявление социально значимых ценностей. 13
- Ориентировочная — выбор ценностей для удовлетворения потребностей. 13
- Информационная — ориентация в многообразии значимых ценностей. 13
- Оценочная — установление иерархических соотношений между ценностями. 13
- Прогностическая — определение перспектив присвоения ценностей. 13
- Технологическая — выявление путей, методов и средств формирования ценностей. 13
- Интегративная — согласование социально значимых ценностей, педагогического процесса и личностных требований. 1
Реализация аксиологического подхода при исследовании педагогического феномена предполагает рассмотрение его ценностного контекста и сводится к трём ключевым процедурам: 1
- Выявление ценностного потенциала изучаемого явления. 13
- Структурирование совокупности ценностей, отражающих данное явление. 13
- Определение способов повышения их значимости для субъектов образовательного процесса. 13