Уникальность педагогической методики Павла Чистякова заключается в следующем:
- Ориентация на пристальное наблюдение за натурой и глубокое изучение её законов. 5 Ученик приучался не ограничиваться воспроизведением отдельных деталей, а стремиться видеть целое. 5
- Метод «поверочного рисования». 3 Он заключался в перспективе плоскостей объекта, где границы плоскостей, встречаясь, образовывали каркас по всему объекту. 3
- Работа от общего к частному. 3 Сначала нужно было построить общую форму, выявить общий характер, потом уточнить более конкретные формы с помощью «поверки», то есть сравнения и соизмерения частей. 3
- Обучение координированию в работе значения веса, объёма предметов, цвета, их положения в пространстве. 1 Так закладывались основы выражения в картине визуального «движения» предметов, динамического равновесия композиции. 1
- Учение смотреть на натуру параллельным взглядом обоих глаз. 1 Так было сформулировано одно из важнейших положений психологии художественного восприятия. 1
Педагогическая система Павла Чистякова включала в себя вопросы отношения художника к действительности, психологии творчества, восприятия искусства, воздействия художественных произведений на зрителя и пути активизации этого воздействия, а также анализ изобразительных средств. 1