Суть воспитательной методики Антона Макаренко заключается в следующем:
- Воспитание в коллективе. 14 Основа методики — воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями. 1 Коллектив помогает ребёнку почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли, служит комфортной средой для развития личности. 1
- Самоуправление. 13 По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. 3
- Трудовое воспитание. 13 Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде. 1 Педагог считал, что производительный труд, являющийся и частью воспитания, и обучения, должен был формировать личность. 3
- Дисциплина. 1 По Макаренко, дисциплина — это не средство и не метод воспитания, а её результат. 1 Логика дисциплины состоит в требовательности коллектива к каждому его члену. 4
Также Макаренко считал, что решающую роль играет поведение самих родителей: процесс воспитания идёт не только в тот момент, когда родитель говорит с ребёнком, наказывает его или хвалит, но и в любое другое время. 2