Суть теории коллектива А. С. Макаренко заключается в том, что воспитание человека происходит в коллективе и через те взаимодействия, в которые включается человек, работая в коллективе. 34
Некоторые аспекты теории:
- Принцип параллельного педагогического действия. 1 Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, группой, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. 1 То есть действовала логика «от коллектива — к личности», а не наоборот. 1
- Важность общих целей. 5 Коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. 5 Общие и частные цели не должны противостоять друг другу. 5
- Самоуправление. 2 По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. 2
- Непрерывная смена перспектив. 3 Важнейшим условием, обеспечивающим сплочённость и развитие коллектива, Макаренко считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперёд. 3
- Роль игры. 2 В жизни коллектива обязательно присутствие игры, ведь у каждого ребёнка есть потребность в игре и её надо удовлетворять. 2
Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. 2 Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. 2