Суть теории коллектива А. С. Макаренко заключается в том, что воспитание человека происходит в коллективе и через те взаимодействия, в которые включается человек, работая в коллективе. infourok.ru cyberleninka.ru
Некоторые аспекты теории:
- Принцип параллельного педагогического действия. skillbox.ru Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, группой, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. skillbox.ru То есть действовала логика «от коллектива — к личности», а не наоборот. skillbox.ru
- Важность общих целей. nsportal.ru Коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. nsportal.ru Общие и частные цели не должны противостоять друг другу. nsportal.ru
- Самоуправление. foma.ru По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. foma.ru
- Непрерывная смена перспектив. infourok.ru Важнейшим условием, обеспечивающим сплочённость и развитие коллектива, Макаренко считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперёд. infourok.ru
- Роль игры. foma.ru В жизни коллектива обязательно присутствие игры, ведь у каждого ребёнка есть потребность в игре и её надо удовлетворять. foma.ru
Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. foma.ru Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. foma.ru