Суть реформы русского стихосложения Тредиаковского и Ломоносова заключается в переходе от силлабического (слогового) принципа меры стиха к тоническому (ударному). 6
Тредиаковский в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) пришёл к мнению, что силлабическая система стиха неорганична, её следует дополнить, используя возможности тонической системы. 2 Он дал определения основным двусложным стопам: хорею, ямбу, пиррихию, спондею. 2 Наилучшей стопой Тредиаковский объявил хорей. 2 Новую силлабо-тоническую систему он предлагал вводить только для «долгих» стихов, краткие желал оставить силлабическими. 2 Наиболее предпочтительной рифмой Тредиаковский считал женскую рифму. 2
Ломоносов в статье «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) продолжил реформу. 2 Он предложил распространить силлабо-тонические стихи на все без исключения русские стихи. 2 Наряду с двусложными, Ломоносов ввёл в русское стихосложение трёхсложные стопы: дактиль, анапест. 3 Наилучшей стопой он считал ямб. 2 Кроме женской рифмы, Ломоносов считал допустимым рифму мужскую и дактилическую (третий слог от конца). 2
В результате совместных действий Тредиаковского и Ломоносова была создана стихотворная силлабо-тоническая система, которая существует и по сей день. 2