Суть принципа ведущей роли теоретических знаний в развивающем обучении заключается в том, что отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами важна не менее, чем отработка навыков. 3
Этот принцип не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов. 1 Он предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведёт к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. 1 Ученики подводятся к уяснению определённых закономерностей, делают выводы. 1
Принцип ведущей роли теоретических знаний не принижает значения умений и навыков, а лишь меняет взгляд на пути их формирования, которое происходит на основе более глубокого понимания соответствующих понятий, отношений и зависимостей. 5