Суть принципа доверия в педагогике по В. А. Сухомлинскому заключается в том, что оптимальную атмосферу воспитательного процесса создаёт взаимное доверие между воспитателем и ребёнком. 2 Доверие делает процесс общения эмоционально насыщенным, глубоким и плодотворным как для воспитателя, так и для ребёнка. 2
Некоторые аспекты, которые способствуют формированию доверия:
- Диалог. 1 Подлинное доверие возможно лишь в условиях, когда ребёнок чувствует себя услышанным и понятым. 1 Чтобы ребёнок доверял взрослому, последнему необходимо научиться искренне и внимательно слушать. 1
- Эмоциональная близость. 1 Воспитатель должен уметь проникать в душу ребёнка, понимать его радости и печали, делить с ним его переживания. 1 Когда ребёнок ощущает, что взрослый искренне интересуется его внутренним миром, что он неравнодушен к его проблемам, он начинает доверять и открываться. 1
- Совместная деятельность. 1 Когда взрослый и ребёнок вместе занимаются интересными и важными делами, это способствует не только развитию навыков и умений, но и укреплению эмоциональной связи. 1
- Отсутствие осуждения и критики. 1 Воспитатель должен быть терпимым и понимающим, поддерживать ребёнка в его начинаниях, помогать справляться с трудностями и видеть в каждом ошибке не повод для упрёков, а возможность для роста и развития. 1