Суть натурфилософских взглядов представителей Милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена) заключалась в поиске единого первоначала мира, источника жизни и существования космоса. 15
Фалес полагал, что всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». 5 Из этого единого источника всё рождается постоянно. 5 Мир представлялся Фалесу огромным диском, который держится на воде, мировом океане, над которым находится космос, состоящий из звёздного свода, Луны и Солнца. 1 Объекты, порождаемые водой, рассматривались Фалесом как одушевлённые. 1
Анаксимандр в качестве первоначала мира полагал некое беспредельное вещество — апейрон, чьи свойства остаются непознаваемыми. 1 Апейрон обладает способностью порождать противоположности, в частности тёплое и холодное, взаимодействие между которыми и создало окружающий мир. 1 Согласно Анаксимандру, земля находится в центре мироздания, подобная срезу дерева. 1 Она окружена тремя огненными оболочками, содержащими звёзды, Солнце и Луну. 1 При этом мир постоянно разрушается и создаётся вновь, возвращаясь к апейрону и снова выделяясь из него. 1
Анаксимен ввёл представление о первоначале как о воздухе, а если точнее, о дыхании. 1 В мире происходят процессы сгущения и разрежения, благодаря которым формируются все вещества и объекты. 1 Плоский диск земли окружён воздушным пространством и поддерживается дыханием мира, Луна, Солнце и звёзды также представляют собой плоские проекции, которые парят над Землёй. 1
Милетская школа рассматривала мир как живое целое. 3 Не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим. 3 Признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). 3