Суть коммуникативной системы обучения языку неслышащих заключается в том, чтобы научить детей с нарушениями слуха языку как средству общения. 14
Некоторые основные положения этой системы:
- Развитие речи происходит в тесной связи с практической деятельностью детей. 1 Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства. 2
- В ходе обучения языку развивается мышление детей. 1 Предполагается одновременное обучение языку и вооружение знаниями об окружающем мире. 1
- Для успешного речевого развития неслышащих необходимо организовать речевую среду. 1 Нужно расширять речевые контакты учащихся вне класса и вне школы. 1
- Практическое усвоение словесных форм общения должно предшествовать систематическому изучению языка. 1 Речь усваивается подражанием, а язык требует для своего усвоения осознанных действий. 1
- В системе коммуникативных форм языка значительная роль отводится дактилологии. 1 На начальном этапе она выступает как исходная форма речи, а на других — становится вспомогательным средством в усвоении языка. 1
- Обучение языку ведётся в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов речевой деятельности и в плане подведения их к усвоению языка как системы. 1
Коммуникативная система обучения языку неслышащих направлена на развитие словесной коммуникации и способствует формированию сознания, психики и личности учащихся. 12