Суть гипотезы Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания заключается в том, что сознание человека — не сумма отдельных процессов, а их структура, система. 12
Системное строение сознания Выготский понимал как сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. 45 Например, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном — память, в школьном — мышление. 23 Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. 23
Смысловое строение сознания Выготский рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. 45 Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщению. 23
По мнению Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. 3 Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребёнка. 3
Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. 45