Значение работ Я. А. Коменского для развития педагогической науки заключается в следующем:
- Заложение основ дидактики как самостоятельного научного направления. scienceforum.ru Коменский впервые сумел осмыслить и обобщить накопленный опыт воспитания и образования подрастающих поколений в семье и школе, вскрыл коренные пороки практики воспитания своего времени. mauniver.ru
- Разработка классно-урочной системы обучения. infourok.ru spravochnick.ru Коменский дал указания, как планировать и вести урок, указал, что каждый урок должен иметь свою определённую тему и свою главную задачу. infourok.ru Классно-урочное обучение, основанное на модели Коменского, до сих пор является ведущей формой организации школьного обучения в большинстве стран мира. spravochnick.ru
- Идея всеобщего образования. scienceforum.ru Коменский утверждал, что образование необходимо выстраивать в соответствии с планом, с учётом возрастных особенностей учеников. scienceforum.ru
- Уделение внимания вопросам организации педагогического процесса. proza.ru Коменский — один из первых мыслителей, уделивших серьёзное внимание организации педагогического процесса. proza.ru
- Учёт влияния на учащихся социальной среды. proza.ru Коменский — один из первых педагогов, обративших внимание на то, что на педагогический процесс значительное воздействие оказывают такие факторы, как физическая или внешняя среда. proza.ru
- Идея активности обучающегося. scienceforum.ru По мнению Коменского, активность самого обучающегося — необходимое условие успешного обучения. scienceforum.ru
- Мысль о непрерывном образовании. scienceforum.ru По мнению современных исследователей, Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. scienceforum.ru
Таким образом, педагогическая деятельность Я. А. Коменского стала основой развития педагогики как науки и формирования основ организации обучения на всех его уровнях. spravochnick.ru