Сущность профессиональной культуры учителя заключается в системе его личных и профессиональных качеств, а также в специфике профессиональной деятельности. 3
Некоторые элементы, которые входят в состав профессиональной культуры учителя:
- Педагогическая ориентация личности. 1 Отражает любовь педагога к своей профессии, заинтересованность в достижении целей и задач образования, профессиональную активность, мотивацию к выполнению различных направлений педагогической деятельности. 1
- Навыки саморегуляции. 1 Отражают способности педагога контролировать свои эмоции, сдерживать проявление чувств в различных образовательных ситуациях, оптимистично подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей, преодолевать психологические барьеры. 1
- Педагогическая эрудированность. 1 Отражает наличие у педагога развитого мышления, критического профессионального подхода, авторитетной позиции у учащихся и стремление к постоянному расширению и углублению своих профессиональных знаний и навыков. 1
- Обладание психологическими знаниями. 1 Отражает наличие у педагога системы психологических знаний и навыков их практического применения в педагогическом процессе: индивидуальный подход к каждому учащемуся, выстраивание продуктивной системы социального взаимодействия с учащимися, другими педагогами и коллективом, умение понимать настроение и состояние учащихся, строить в соответствии с этим учебно-воспитательный процесс. 1
- Наличие нравственных качеств. 1 Сюда входит наличие у педагога таких свойств, как: доброта, справедливость, терпимость, терпеливость, милосердие, сострадание. 1
- Профессиональный долг. 1 Отражает ответственное отношение педагога к своим профессиональным обязанностям, проявление повышенной требовательности к собственным профессиональным навыкам и реализация творческого подхода к выполнению своих профессиональных функций. 1
- Педагогический такт. 1 Предполагает проявление терпимости к чужой индивидуальности. 1 Педагог должен с осторожностью использовать критику и порицание, не унижать учащихся. 1
- Коммуникативные навыки. 1 Отражают умение педагога находить общий язык с разными учащимися, устанавливать положительные взаимоотношения. 1
- Гармонизация эмоционального и рационального компонента. 1 Педагоги должны обладать навыками установления положительных взаимоотношений с разными возрастными категориями граждан, проявляя выдержку и самообладание, уважение и требовательность. 1
Профессиональная культура педагога является значимым фактором успешного осуществления педагогической деятельности. 5