Специфика процесса обучения в сравнении с процессами воспитания и развития заключается в следующем:
Обучение направлено на усвоение знаний, умений, навыков и развитие умственных способностей. {6-host} Некоторые особенности процесса обучения:
- Реализация происходит через предметную и практическую деятельность. spravochnick.ru
- Форма реализации имеет определённую регламентированную структуру. spravochnick.ru
- Методы основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры. {9-host}
- Временной период реализации короткий, процесс происходит в специально организованном учебном пространстве. spravochnick.ru
- Итоги деятельности чёткие и ясные: формирование системы научных знаний об окружающем мире и навыков их применения. spravochnick.ru
Воспитание ориентировано на личностное развитие ребёнка и его социальное становление. spravochnick.ru Некоторые особенности воспитательного процесса:
- Реализация происходит через взаимодействие людей: организацию взаимоотношений между членами социальной среды разного уровня развития и возраста. spravochnick.ru
- Форма реализации реализуется в ходе обучения и повседневной жизнедеятельности ребёнка. spravochnick.ru Воспитание одновременно и стихийное, и целеориентированное. spravochnick.ru
- Методы основаны на восприятии человеком духовных ценностей, мира культуры, понимания основ морали. spravochnick.ru
- Временной период деятельности длительный, воспитание реализуется не только в образовательном пространстве, но и в семье, в ходе взаимодействия с другими людьми, в ходе разных видов социальной деятельности. spravochnick.ru
- Итоги деятельности характеризуются отсроченностью во времени, при этом вариативны и зависят от внутреннего мира ребёнка. spravochnick.ru
Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. {10-host} Некоторые особенности процесса развития:
- Тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования. dpo-profi.ru {10-host}
- Необратимость развития: обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно. dpo-profi.ru {10-host}
- Обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса. dpo-profi.ru {10-host}
- Неравномерность развития: периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. dpo-profi.ru {10-host}
- Переход стадий развития в уровни: с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы. dpo-profi.ru {10-host}