Новаторство немецкого классического идеализма (конец XVIII — первая треть XIX веков) заключается в ряде положений, которые стали инструментами философского анализа реальности: 5
- Идея познавательной активности субъекта. 5 Иммануил Кант рассматривал познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. 5 Впервые главным фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания, стала специфика познающего субъекта, а не характер и структура познаваемой субстанции. 5
- Обоснование моральной и правовой автономии личности. 5
- Идеи единства мира, тождества субъекта и объекта. 5 Например, Шеллинг утверждал единство природы и духа. 3
- Принцип единства противоположностей. 5 Шеллинг рассматривал природу как противоборство полярных сил, образцом которого был магнит. 5
- Разработка диалектического метода. 2 Он открыл возможности для исследования всех областей человеческой жизни: природы, общества, человека, познания, науки, культуры, нравственности и т. д.. 2
- Введение в философию таких понятий, как развитие, процесс и история. 34 Например, Гегель занимался исследованием проблемы разума в истории. 3
- Попытка осознания самой философии как одной из наук. 3
- Сосредоточение интеллектуальных интересов на гносеологической проблематике. 2 В отличие от предшествующей философии, начинавшей с вопроса о том, что такое предмет, Кант ставил вопрос о том, как происходит и как вообще возможно познание о предмете, каковы виды и специфические закономерности этого познания. 2