Разница между умениями, навыками и привычками в контексте обучения заключается в их характеристиках и способах формирования:
Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. 2 Они всегда опираются на знания и всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. 2 Умения позволяют что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. 1
Навыки — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. 2 Их роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приёмов действия и переключения его на цели и условия действия. 2 Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результата в выполнении действия. 5
Привычки — это компонент действия, в его основе лежит потребность. 2 Они формируются через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия. 2 Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. 2 В отличие от простого навыка привычка в определённой степени может сознательно контролироваться, но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной. 2
Таким образом, умения связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, а привычки представляют собой непродуктивный элемент деятельности, который выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. 1