Разница между традиционной и современной педагогикой в контексте взаимодействия с учащимися заключается в следующем:
В традиционной педагогике взаимоотношения учителя и ученика строятся на субъектно-объектной основе: учитель (субъект) руководит приобретением знаний, а ученик (объект) овладевает этими знаниями. 2 Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения. 5
В современной педагогике взаимодействие строится на субъектно-субъектной основе: педагог и воспитанник в равной мере признаются субъектами педагогического процесса. 5 Основное противоречие преодолевается путём сотрудничества, отношения строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания. 5 Преподавание ориентировано на личность и индивидуальность каждого ребёнка, а деятельность учения — на самопостроение личности. 5
Кроме того, в традиционной педагогике знания транслируются извне, а оценка производится в конце курса. 10 В современной школе знания создают и получают сами обучающиеся на основе опыта, а оценка знаний проводится в начале, середине и конце курса. 10