Разница между суждениями П. А. Вяземского и В. О. Ключевского о комедии «Недоросль» заключается в том, что Вяземский больше сосредоточен на художественных достоинствах и сатирическом пафосе пьесы, тогда как Ключевский обращает внимание на социальную значимость и исторический контекст, в котором она остаётся актуальной. 12
Вяземский видит в «Недоросле» не просто сатиру, а мощное средство социальной критики. 2 Он подчёркивает, что Фонвизин создал пьесу, в которой высмеиваются плоды невежества, худого воспитания и злоупотребления домашней властью. 2
Ключевский в своей работе анализирует «Недоросль» с исторической точки зрения. 1 Для него пьеса Фонвизина остаётся актуальной, несмотря на устаревший язык и драматические приёмы XVIII века. 1 Он отмечает, что Митрофан не является просто комическим персонажем — это символ опасного социального явления. 1
Нельзя сказать, кто из них более прав, так как их суждения не противоречат друг другу, а дополняют и углубляют понимание «Недоросля». 12