Вопросы к Поиску с Алисой
Возможно, имелись в виду различия в понимании принципа сознательности и активности в обучении, которые предлагали Я. Коменский и К. Ушинский.
Я. Коменский считал, что сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. www.prodlenka.org nsportal.ru Главное условие успешного обучения, по Коменскому, — постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися. www.prodlenka.org www.livelib.ru Для этого ребёнок должен получать не только теоретические знания, но и их практическое подкрепление. {7-host} Педагог должен не просто «вбивать» в голову знания, а раскрывать их значение, вовлекая ребёнка в педагогический процесс. {7-host}
К. Ушинский, в свою очередь, признавал сознательность и активность учащихся в обучении основой научно организованной познавательной деятельности, ведущим началом обучения. cyberleninka.ru Важнейшими чертами этого принципа он считал понимание учащимися цели и задачи учения, уяснение сущности изучаемого, осмысление выводов, обобщение, применение знаний на практике, оперирование знаниями в изменённых ситуациях, проявление самостоятельности в овладении знаниями, умениями и навыками. cyberleninka.ru
Таким образом, разница заключается в акцентах: для Коменского — важность понимания и практического применения знаний, для Ушинского — важность самостоятельного овладения знаниями и творческого подхода к обучению.