Разница между принципом наглядности и принципом сознательности обучения заключается в их направленности и характере.
Принцип наглядности предполагает, что для успешного процесса обучения необходимо использовать наглядные средства. 6 Он подразумевает, что эффективность обучения зависит от получения и переработки информации через органы чувств. 2 Наглядность помогает воссоздать форму, сущность и структуру предмета, активизирует анализаторы восприятия информации, формирует визуальную и слуховую культуру детей. 19
Принцип сознательности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. 4 Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании. 4
Таким образом, принцип наглядности фокусируется на физическом восприятии учебного материала, а принцип сознательности — на осознанном усвоении знаний и умений в результате активной практической и познавательной деятельности учащихся. 5