Разница между описательной и диагностической аналитикой в образовании заключается в том, что первая фокусируется на прошлом, а вторая — на причинах событий. 14
Описательная аналитика — это анализ показателей, которые показывают, что произошло исторически, то есть в прошлом, или происходит прямо сейчас. 1 Она даёт возможность проанализировать прошлые действия обучающихся и получить представление о том, как устроена существующая система обучения. 4 Однако описательная аналитика ограничена рамками прошлого и не позволяет делать прогнозы о будущем поведении обучающихся. 4
Диагностическая аналитика — это выявление причин прошедших событий или явлений на основе описательных данных. 1 В отличие от описательной аналитики, она отвечает не на вопрос «что произошло», а на вопрос «почему это произошло». 1 С помощью таких методов, как интеллектуальный анализ данных, она помогает обнаруживать скрытые закономерности и аномалии. 4
Пример описательной аналитики в образовании — отчёты о посещаемости, ведомости оценок. 13 Пример диагностической аналитики — система относительных оценок и последующий расчёт среднего балла учащихся. 3