Разница между объяснительно-иллюстративным и развивающим методами обучения заключается в уровне мыслительной активности учащихся. 24
Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что преподаватель сообщает готовую информацию, а учащиеся её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. 24 Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, что указывает на невысокий уровень умственной активности. 4
Развивающий метод предполагает более высокий уровень познавательной деятельности. 24 Например, метод проблемного изложения предполагает, что преподаватель ставит задачу и сам её решает, показывая ход мысли в процессе познания. 2 Частично-поисковый (эвристический) метод предполагает, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. 2 Исследовательский метод предполагает творческий поиск учащимися знаний: преподаватель формулирует проблему, а ученики самостоятельно ищут способы выхода из ситуации. 4
Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод фокусируется на передаче готовых знаний, в то время как развивающий метод предполагает активную познавательную деятельность учащихся, включая решение проблем и творческий поиск информации.