Разница между наводящими и нейтральными вопросами при проведении исследований заключается в том, что наводящие вопросы подталкивают респондентов к определённым ответам, а нейтральные — нет. 12
Наводящие вопросы заставляют опрашиваемого прислушаться или даже принять во внимание позицию исследователя. 1 Например, вопрос «Почему вам нравится наш продукт?» подразумевает, что продукт уже нравится респонденту. 2
Нейтральные вопросы, в свою очередь, не указывают на отношение исследователя к теме и не давят на респондентов, не заставляют отвечать на них «социально приемлемыми» или единственно правильными ответами. 13 Пример нейтрального вопроса: «Какие факторы вы учитываете при начислении премии сотрудникам?». 1
Использование наводящих вопросов может нарушать объективность данных, особенно в качественных исследованиях, таких как интервью и опросы. 2