Разница между критериально-ориентированными и нормативно-ориентированными тестами заключается в целях создания и интерпретации результатов. 13
Нормативно-ориентированные тесты позволяют сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. 12 Для этого используются нормативные или стандартные шкалы. 1
Критериально-ориентированные тесты составлены для того, чтобы оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом. 12 Чаще всего балл студента отражает процент правильно выполненных заданий и выражается в шкале процентов. 1
Некоторые другие различия:
- Уровень детализации области содержания. 1 Создатели критериально-ориентированных тестов должны подготовить значительно более детализированную спецификацию содержания, чем составители нормативно-ориентированных тестов. 1
- Статистическая обработка результатов. 1 Обработанные баллы по результатам нормативно-ориентированного тестирования базируются на статистических данных нормативной группы, то есть специфической достаточно большой выборке испытуемых. 1
- Технология анализа и отбора тестовых заданий. 2 В нормативно-ориентированных тестах статистические показатели тестовых заданий (уровень трудности и различающая способность) играют важную, а часто определяющую роль в отборе заданий. 2 В критериально-ориентированных тестах главное условие отбора заданий — это их соответствие спецификации и элементу содержания. 2