Разница между инклюзивной вертикалью и горизонталью в образовании заключается в направлении взаимодействия и участии различных субъектов образовательного процесса. 15
Инклюзивная вертикаль предполагает построение взаимодействия между образовательными учреждениями разных уровней, типов и видов. 1 В рамках вертикали обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, а также выстраивается система психолого-педагогического сопровождения ребёнка и его семьи (с рождения до профессионального самоопределения). 1
Инклюзивная горизонталь предполагает усиление взаимодействия специалистов на одноимённых уровнях системы образования. 2 В рамках горизонтали создаётся система полисубъектного взаимодействия, в которую входят, например, дети с ОВЗ и их родители, органы правовой и социальной защиты населения, медицинские и психологические центры, педагогические коллективы образовательных учреждений, средства массовой информации, работодатели и другие. 1
Таким образом, вертикаль фокусируется на взаимодействии учреждений разных уровней, а горизонталь — на взаимодействии различных субъектов образовательного процесса.