Разница между индуктивными и дедуктивными методами обучения заключается в логике изложения и восприятия информации. 1
Индуктивные методы предполагают, что учитель сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же ученики решают задачи, чтобы прийти к общей формуле. 1 Индуктивное изучение полезно, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений и обобщений. 5 Слабость индуктивных методов обучения в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. 5
Дедуктивные методы подразумевают, что от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач. 1 Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. 5 Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. 5
В реальных условиях обучения типы исследований связаны друг с другом: индуктивное исследование может завершаться дедуктивным в рамках одного урока и наоборот. 2