Разница между авторитарным и демократическим подходами к детскому самоуправлению заключается в том, как рассматривается и реализуется эта форма организации жизнедеятельности детей. 26
Авторитарный подход рассматривает самоуправление как средство манипуляции детьми, при котором коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей. 26 В этом случае упор делается на включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами учащихся и освобождение педагога от ряда управленческих функций. 1 Итог такого подхода — формирование послушной конформистской личности. 1
Демократический подход рассматривает самоуправление как условие реализации прав детей, способ их вовлечения в реальные социальные отношения. 2 В центре внимания — личность ребёнка с её наклонностями, стремлениями и интересами. 5 Демократический стиль предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания, учёт интересов, потребностей и особенностей детей. 7