Субъективный характер воспитательного процесса проявляется в том, что на него влияют факторы, зависящие от самого воспитанника и его педагогов, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений. 13
Некоторые проявления субъективного характера воспитательного процесса:
- Склонность ученика к воспитанию и его умение воспринимать воспитательные влияния. 1 Дети с высоким показателем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, прислушиваются к советам воспитателя. 1
- Направленность воспитанника. 1
- Стремления, желания и намерения воспитанника. 1
- Личностные интересы воспитанника. 1
- Духовная связь между воспитанником и учителем. 1
- Взаимодействие учителей и воспитанников. 1
- Воспитательная система. 1
- Непосредственная деятельность воспитателей. 1
- Организация процесса воспитания. 1
- Педагогические программы воспитания. 1
- Морально-психологический настрой в коллективе. 1
Субъективные факторы переменчивы и непостоянны, возникают и оказывают воздействие чаще всего ситуационно, в коротком временном промежутке. 3