Основное отличие традиционной и педоцентрической дидактических концепций заключается в понимании процесса обучения. 5
Традиционная концепция (педагогоцентрическая) предполагает, что основную роль в обучении играет учитель, а процесс строится на авторитарном влиянии педагога на ученика, на объяснении материала. 15 В основе концепции лежит идея о том, что формирование нравственного характера возможно только посредством руководства, интенсивного педагогического воздействия на детей, формировании их дисциплинированности и подчинении авторитетному влиянию. 2
Педоцентрическая концепция ставит ребёнка и его деятельность во главу угла. 1 Педагоги стремятся выстроить процесс обучения таким образом, чтобы он был интересен в первую очередь ребёнку, базировался на его потребностях, жизненном опыте. 1 В таком случае учёба носит естественный характер. 1 Ребёнок сам осознаёт необходимость получения тех или иных знаний. 1
Таким образом, традиционная концепция фокусируется на авторитарном влиянии учителя и передаче готовых знаний, в то время как педоцентрическая концепция предполагает активное участие ученика в процессе обучения, где учитель играет роль помощника, определяющего направление учебного процесса и оказывающего помощь ученикам, когда они в ней нуждаются. 13