Отличие традиционного и субъект-субъектного подхода к воспитанию заключается в следующем:
- Традиционный подход основан на субъект-объектных взаимоотношениях между участниками учебно-воспитательного процесса. 2 Учащийся рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. 2 Деятельность педагога нацелена на создание определённого конечного результата без учёта мнения, желания и потребности объекта воздействия. 2
- Субъект-субъектный подход определяет воспитание как двусторонний процесс равноправного взаимодействия педагога и воспитанника. 3 В этом случае воспитанник — активный субъект воспитания, его роль в собственном развитии становится определяющей. 3
Таким образом, при традиционном подходе акцент делается на внешнем воздействии и управлении развитием личности, а при субъект-субъектном — на взаимодействии и учёте индивидуальных особенностей воспитанника. 13