Некоторые отличия совместной деятельности взрослого и ребёнка от традиционной образовательной модели:
- Позиция взрослого. 1 В традиционной модели ребёнок — объект педагогического воздействия, а взрослый — главный, он руководит и управляет ребёнком. 1 В совместной деятельности ребёнок и взрослый — субъекты взаимодействия, они равны по значимости. 1
- Мотивация. 3 В традиционной модели взаимодействие строится на принуждении, а в совместной деятельности — на мотивации. 3 Дети по собственной инициативе участвуют в деле, которое предлагает взрослый. 3
- Форма обучения. 3 Совместная деятельность исключает школьно-урочную форму обучения. 3 Место педагога — не около доски, а среди детей. 3
- Цели обучения. 2 В традиционной модели в первую очередь должны усваиваться знания, умения и навыки, а в процессе совместной деятельности — нормы взаимодействия. 2
- Заключительный этап. 1 В традиционной модели образовательный процесс в значительной степени регламентирован. 1 В совместной деятельности занятие имеет «открытый конец»: каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. 1
Совместная деятельность способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. 1