Отличие самообучающихся систем от традиционных педагогических методов заключается в их природе и целях:
Самообучающиеся системы — это интеллектуальные информационные системы, которые на основе примеров реальной практики автоматически формируют единицы знаний. 9 В результате обучения системы автоматически строятся обобщённые правила или функции, определяющие принадлежность ситуаций классам, которыми обученная система пользуется при интерпретации незнакомых ситуаций. 9 Из обобщающих правил автоматически формируется база знаний, которая периодически корректируется по мере накопления информации об анализируемых ситуациях. 9
Традиционные педагогические методы предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде. 8 К таким методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы. 17