Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений отличается от клинико-педагогической подходом к описанию нарушений. 14
Клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному». 1 Она ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению. 1 В фокусе внимания этой классификации — причины, по которым возникают речевые дефекты, и механизмы их развития. 3
Психолого-педагогическая классификация построена на противоположном принципе — «от частного к общему». 1 Она ориентирована на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей. 1 В этой классификации учитываются, какие компоненты речи нарушены, в какой степени, определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. 2
При этом психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации не противоречат друг другу, а дополняют и отражают разные аспекты единого процесса коррекции нарушений развития речи. 1