Некоторые отличия подхода У. Лабова к изучению языка от подхода Н. Хомского:
Центрирование внимания:
- Н. Хомский изучал языки изолированно, центрируя внимание на индивиде. 1 Он считал, что язык — это когнитивный механизм, который доступен наблюдению и эксперименту. 7 Хомский полагал, что разговор находится в окружении сильно рандомизированных факторов, и потому не считал возможным найти структуру в «хаосе» разговоров. 8
- У. Лабов изучал язык в его социальном контексте. 6 Его внимание было обращено не на собственно язык и его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. 6 При этом учитывались все факторы, могущие влиять на использование языка, — от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т. п.) до особенностей конкретного речевого акта. 6
Подход к изучению правил:
- Н. Хомский считал, что правила грамматики — врождённые, человек использует их на бессознательном уровне. 4 Он полагал, что особую роль отводит семантическому содержанию предложения, полагая, что именно оно передаётся глубинной структурой реально произнесённого высказывания. 4
- У. Лабов подчёркивал, что речевое сообщество определяется скорее общими нормами, чем общими языковыми формами. 5 Он называл варианты, зависящие от социальных характеристик говорящих, индикаторами: каждый вариант как бы указывает на социальное положение носителя языка. 6