Основное отличие педагогики поддержки от авторитарной педагогики заключается в подходах к воспитанию и обучению. 12
Авторитарная педагогика предполагает воздействие на ребёнка с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение. 1 Взрослый всегда прав, его поступки и высказывания не подлежат сомнению. 2 Ребёнок не может действовать самостоятельно, его собственное мнение никого не интересует. 2 Основное внимание уделяется внешней линии поведения, насколько она соответствует заданной взрослыми норме. 2
Педагогика поддержки, в свою очередь, основывается на диалоге и взаимодействии ребёнка и взрослого. 1 Педагог предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. 1 Ребёнок признаётся уникальной индивидуальностью, педагог учитывает его возрастные особенности и возможности. 2
Таким образом, авторитарная педагогика ориентирована на формирование личности с типичными характеристиками, в то время как педагогика поддержки направлена на раскрытие потенциала личности, на создание условий для развития в ней лучших человеческих качеств. 2