Отличие педагогического эксперимента от естественного наблюдения заключается в условиях проведения и характере исследования:
- Педагогический эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в воспитательно-образовательный процесс с целью изучения педагогических явлений в заранее запланированных параметрах и условиях. 310 Эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых. 10
- Естественное наблюдение проводится в привычной среде объекта, где его поведение проявляется наиболее естественно. 2 Исследователь ограничен в возможности управлять условиями, что может усложнить анализ данных. 2
Таким образом, основное отличие в том, что педагогический эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя, а естественное наблюдение — изучение в естественных условиях без вмешательства в изучаемый процесс. 19