Окружающее затенение — модель затенения, используемая в трёхмерной графике и позволяющая добавить реалистичности изображению за счёт вычисления интенсивности света, доходящего до точки поверхности. 12
Отличие окружающего затенения от других методов освещения в трёхмерной графике в том, что оно является глобальным методом, то есть значение яркости каждой точки объекта зависит от других объектов сцены. 12
Окружающее затенение вычисляется путём построения лучей, исходящих из точки поверхности во всех направлениях, с последующей их проверкой на пересечение с другими объектами. 1 Лучи, достигшие фона или «неба», увеличивают яркость поверхности, в то время как лучи, пересекающие другие объекты, не добавляют яркости. 1 В результате точки, окружённые большим количеством геометрии, отрисовываются как более тёмные, а точки с малым количеством геометрии в видимой полусфере — светлыми. 1
Модель окружающего затенения способствует лучшему восприятию объёма изображаемых объектов, нежели модель прямого освещения. 1