Основное отличие неассоциативного обучения от ассоциативного заключается в характере процесса:
- Неассоциативное обучение (стимул-зависимое) обуславливается средой и не требует согласования внешних сигналов с деятельностью организма. 1 Это пассивная реакция человека на внешние сигналы. 1 В рамках неассоциативного обучения различают привыкание, сенсибилизацию, импринтинг и подражание. 1
- Ассоциативное обучение (факультативное) представляет собой процесс формирования собственной среды индивидуума за счёт выделения значимых для выполнения поведенческих актов функциональных составляющих. 1 Результат ассоциативного обучения во многом определяется эффективным контактом человека и среды. 1 Выделяют две основные формы ассоциативного обучения: формирование условных рефлексов и оперантное обучение. 1
Таким образом, неассоциативное обучение ориентировано на пассивную реакцию, в то время как ассоциативное — на формирование собственной среды индивидуума за счёт активных действий и выделения значимых элементов. 13