Отличие включенного наблюдения от невключенного в педагогическом исследовании заключается в степени участия исследователя в изучаемой ситуации. multiurok.ru zaochnik-com.com
Включенное наблюдение предполагает, что исследователь непосредственно включён в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. multiurok.ru Наблюдатель «сливается» с наблюдаемой средой, коллективом. multiurok.ru Например, исследователь вместе с воспитанниками участвует в различных организационно-воспитательных мероприятиях. multiurok.ru
Невключенное наблюдение, в свою очередь, предполагает, что исследователь находится вне изучаемого объекта, он как бы со стороны наблюдает происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов. multiurok.ru Он просто регистрирует ход происходящих событий. multiurok.ru
Таким образом, включенное наблюдение позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами, так как наблюдатель может вскрыть глубинные особенности педагогического процесса. www.prodlenka.org Невключенное наблюдение же применяется для описания педагогической атмосферы, в которой происходит интересующее исследователя явление или факт. multiurok.ru cyberleninka.ru