Отличие включенного наблюдения от невключенного в педагогическом исследовании заключается в степени участия исследователя в изучаемой ситуации. 14
Включенное наблюдение предполагает, что исследователь непосредственно включён в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. 1 Наблюдатель «сливается» с наблюдаемой средой, коллективом. 1 Например, исследователь вместе с воспитанниками участвует в различных организационно-воспитательных мероприятиях. 1
Невключенное наблюдение, в свою очередь, предполагает, что исследователь находится вне изучаемого объекта, он как бы со стороны наблюдает происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов. 1 Он просто регистрирует ход происходящих событий. 1
Таким образом, включенное наблюдение позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами, так как наблюдатель может вскрыть глубинные особенности педагогического процесса. 2 Невключенное наблюдение же применяется для описания педагогической атмосферы, в которой происходит интересующее исследователя явление или факт. 13