Основное отличие мониторинга от диагностики в педагогических исследованиях заключается в целях и характере процесса. 5
Диагностика направлена на постановку диагноза, который предполагает фиксацию состояния объекта, его характеристику и выявление отклонений в процессе формирования. 5 Диагностика — разовое мероприятие. 1
Мониторинг — это процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определённых ключевых показателей. 1 Мониторинг ориентирован на выявление рисков и обеспечение возможности их превентивного преодоления. 5
Таким образом, педагогическая диагностика ориентирована на достижения обучающихся, а мониторинг — на выявление проблемных аспектов. 5
При этом диагностика и мониторинг взаимосвязанные понятия: диагностирование выступает одной из функций управления, а мониторинг — средством управления качеством образовательных результатов. 5