Отличие методик исследования пассивного и активного словаря заключается в том, что они направлены на оценку разных видов словарного запаса. 24
Методика исследования пассивного словаря выявляет понимание речи на уровне диалога и значения слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. 1 Для этого ребёнку предлагают задания, например, показать на предметных и сюжетных картинках, где нарисовано то, о чём говорится. 1
Методика исследования активного словаря направлена на оценку объёма активного словаря и умения адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями. 2 В ходе обследования ребёнку поочередно предъявляют картинки и предлагают рассмотреть их и назвать, что на них изображено. 2 В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задают вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?». 2
Таким образом, основное отличие заключается в том, что методика исследования пассивного словаря фокусируется на понимании речи и соответствии между словом и образом предмета, действия и признака, а методика исследования активного словаря — на умении использовать слова для выражения мыслей и формулировки собственных высказываний 245.