Отличие личностно-ориентированной парадигмы образования от когнитивной заключается в следующем:
- Субъект-объектные отношения заменяются на субъект-субъектные. 17 В когнитивной педагогике общение осуществляется через содержание, формы, методы и средства, тогда как в личностно-ориентированном обучении есть непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение материалом. 17
- Вектор развития строится не от учителя к ученику, а наоборот — от ученика к учителю. 17
- Системообразующим фактором выступает уникальная и неповторимая личность обучающегося. 2 В личностно-ориентированном образовании во главу угла ставится личность, её самобытность и самоценность. 5
В когнитивной парадигме образование рассматривается только как познание на основе мышления. 17 Целью обучения выступают знания, умения и навыки, которые отражают социальный заказ. 17 Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями. 17