Основное отличие гуманистической воспитательной системы от авторитарной заключается в подходе к развитию личности ребёнка. 12
Авторитарная система основана на принципах подавления личности обучающегося, монотонного заучивания материала. 4 Педагог единолично решает все вопросы деятельности ученика и всего коллектива в целом, определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. 4 Ученики не участвуют в обсуждении проблем, их инициатива не принимается во внимание. 4 Общение реализуется с помощью диктата и опеки. 4
Гуманистическая система основана на уважении к личности ребёнка. 4 Учитель старается понять и признать внутренний мир каждого ученика, разговаривает с ребёнком на равных. 4 В центре воспитательно-образовательного процесса ставится личность ребёнка, его интересы, мнения, стремления, желания. 2 Педагог выстраивает процесс воспитания, исходя из потребностей и возможностей детей. 2
Таким образом, авторитарная система ориентирована на внешнее соответствие нормам и правилам, а гуманистическая — на раскрытие творческого потенциала личности, на создание условий для развития в ней лучших человеческих качеств. 1