Основное отличие формирующего эксперимента от констатирующего заключается в целях и задачах исследования.
Констатирующий эксперимент направлен на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или достигнутых параметров. 2 Главная цель — зафиксировать реалии. 2 Исследователь устанавливает только состояние изучаемой системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями. 4
Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемых психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. 4 В ходе такого эксперимента исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых определённых личностных качеств, повышение результативности учебной или трудовой деятельности. 4
Таким образом, констатирующий эксперимент фокусируется на фиксации текущего состояния, а формирующий — на создании и проверке эффективности новых методов, которые могут повысить достигнутый уровень. 2