Отличие эвристической беседы от традиционного опроса на уроке заключается в характере познавательной деятельности учащихся и целях обучения.
Эвристическая беседа — это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и большей части ответов учащихся, конечной целью которой является решение целой проблемы или её части. 1 Она проходит в форме диалога, живого обмена мыслями, и предполагает высокий уровень познавательной активности учащихся. 5 Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определённые выводы, обобщение, выражают свои мысли в речи и действиях. 5
Традиционный опрос заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. 4 Этот метод является наиболее распространённым при проверке и оценке знаний. 4
Таким образом, эвристическая беседа направлена на самостоятельное познание, делание выводов, решение проблем и учебных задач, в то время как традиционный опрос фокусируется на проверке усвоения изученного материала.