Основное отличие диалогового обучения от традиционного заключается в роли участников процесса. 12
При традиционном обучении преподаватель сообщает готовые знания: объясняет новый материал, показывает положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. 2 Ученики воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, их деятельность носит репродуктивный характер. 2
Диалоговое обучение предполагает живое участие обучающихся, их взаимодействие как с педагогом, так и между собой. 1 На первый план выходит не монолог преподавателя, а диалоги всех участвующих в обучении. 1 Ученики перестают быть пассивными «приёмниками» информации, которую передаёт учитель, а становятся деятельными участниками процесса, готовыми обсуждать, задавать вопросы, делиться мнениями, сообща находить выход из заданной ситуации. 1
Кроме того, традиционные методы ориентированы на усвоение знаний и теоретический материал, диалоговые методы дополняют их практикой, навыками, опытом и развивают умение применять данные в реальной жизни. 4