Отличие диагностики обучения от традиционной проверки знаний заключается в том, что диагностика рассматривает результаты с учётом способов их достижения, выявляет тенденции и динамику дидактического процесса. 13
Традиционная проверка знаний лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. 15 В то время как диагностика включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учётом способов их достижения, прогнозирует дальнейшее развитие событий 158.
Таким образом, диагностика позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учётом индивидуального продвижения и развития учащихся. 8
Традиционные методы проверки знаний, в свою очередь, включают устный опрос, письменную проверку, контрольные работы, проверку домашних работ. 47