Особенности восприятия научной речи разными категориями слушателей связаны с их индивидуальным когнитивным опытом, уровнем интеллектуального развития и предпочтениями в способах переработки информации. elib.bsu.by
Некоторые особенности:
- Слушатели, не являющиеся специалистами в исходной научной сфере, при восприятии научной речи используют более развёрнутую процедуру уплотнения информационных потоков. cyberleninka.ru Длительность обработки речевых сигналов в таком случае увеличивается. cyberleninka.ru
- Иностранцы при переработке незнакомых и семантически нечётких терминов чаще используют языковые стратегии, основанные на анализе формальной оболочки терминов. elib.bsu.by Носители языка, в свою очередь, чаще применяют контекстуально-смысловые стратегии, основанные на анализе смысловых доминант и контекстуального окружения терминов. elib.bsu.by
- При понимании иноязычной научной речи из-за пробелов в речевом развитии слушатели стараются использовать индивидуальные подходы к переработке информации, включая структурные и переводческие преобразования. cyberleninka.ru
Также существует несколько стратегий восприятия научной речи, например:
- Нечёткое понимание. elib.bsu.by Слушатели могут лишь распознать научную сферу, фрагмент которой описан в научном тексте, а также некоторые его базовые понятия. elib.bsu.by
- Поверхностное понимание. elib.bsu.by Освоенным оказывается общее тематическое содержание научного текста, а смысловые детали остаются вне поля зрения слушателей. elib.bsu.by
- Концептуально-обобщённое понимание. elib.bsu.by Содержание научного текста осваивается по упрощённой схеме с частичной потерей (или неразличением) значимых смысловых компонентов текста. elib.bsu.by
- Концептуально-детализирующее понимание. elib.bsu.by Содержание научного текста осваивается полнообъёмно по всем векторам его смыслового развития. elib.bsu.by
- Интерпретационно-оценочное понимание. elib.bsu.by Репрезентационная схема текста строится с привлечением дополнительных сведений об анализируемых в тексте фактах, объектах, процессах и явлениях, что позволяет слушателям существенно изменить объект понимания и выйти за пределы смыслового содержания текста. elib.bsu.by