Особенности развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи (ОНР):
- Несформированность умения дифференцировать звуки. 2 Вместо нескольких артикуляционно-близких звуков ребёнок произносит неотчётливый звук, например, мягкий звук [ш] вместо [ш]. 1
- Замена звуков более простыми по артикуляции. 1 Например, звонкие заменяются глухими, [р] и [л] — звуком [ль] и [йот], [с] — [ш] или [ф] и т. д.. 1
- Нестойкое употребление звуков в речи. 1 Одно и то же слово ребёнок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно. 1
- Недоразвитие умений звукового анализа. 2 Ребёнок не может определять последовательность звуков в слоге и слове, позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу. 2
Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к нарушениям чтения и письма. 1