Некоторые особенности проведения проблемной лекции в высшем образовании:
- Акцент на решении конкретной проблемы, связанной с изучаемым содержанием. 1 В отличие от информационной лекции, где студенты получают интерпретированную преподавателем информацию, на проблемной лекции новый теоретический материал подаётся как неизвестное, которое необходимо открыть, решив проблемную ситуацию. 5
- Привлечение студентов к активной деятельности. 5 Для этого преподаватель создаёт проблемные ситуации, в которых нужно найти и применить новые для себя знания или образ действий. 5
- Использование вопросов, которые предназначены не для проверки знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомлённости учащихся по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. 2
- Процесс познания студентов при такой форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. 5
- Преподаватель становится одним из источников учебной информации, создаёт условия для проявления инициативы, предлагая необходимые вопросы или темы для обсуждения, задания. 1
Проблемные лекции стимулируют познавательный интерес студентов, активизируют их самостоятельную работу, усвоение знаний и применение их на практике. 4 Однако эффективность такой формы лекции снижается в больших аудиториях (более 50 студентов) и зависит от уровня подготовки студентов к такому виду работы. 5