Методика «Сравнение понятий» пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. multiurok.ru
Некоторые особенности проведения методики с детьми:
- Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. ppms22.ru
- Для школьников особенно трудными могут быть задачи, в которых нужно найти общее между двумя словами, например «ворона — рыба». ppms22.ru
- Детям важно развивать умение выполнять сравнения объектов последовательно, самостоятельно выделять свойства и функции объектов, по которым их можно сравнивать. www.maam.ru
Некоторые особенности проведения методики с взрослыми:
- Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. multiurok.ru
- При оценке ответов учитывается, удаётся ли испытуемому выделить существенные признаки сходства и различия понятий. multiurok.ru
- Если встречаются несравнимые понятия, то нужно попросить испытуемого ответить: «Их сравнивать нельзя». multiurok.ru Если он сразу начинает сравнивать такую пару, то его ответ записывают, но затем дают пояснение относительно «несравнимых» пар. multiurok.ru
- Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого: при инертном, вязком мышлении человек может соскальзывать при сравнении слов со сходств на различия или, наоборот, отвлекаться на незначительные, второстепенные моменты. ppms22.ru